КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ VS. ПРАВО: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Аннотация
В статье анализируется виртуальная реальность как предмет правового регулирования, подчеркивается сходство принципов игровой деятельности и юридической деятельности как элементов виртуальной реальности. Углубленное погружение в тему соотношения юридической и игровой деятельности позволило сформулировать тезис, что игровая деятельность выступает инструментом анализа ситуаций с целью выявления наиболее рационального действия из имеющихся альтернатив, являя собой тем самым один из методов конструирования юридической реальности. Если исходить из предположения, что человек принимает любые решения, взвешивая издержки и выгоды, стремится максимизировать «полезность» и вступает во взаимодействие с другими индивидами соизмеряя свои предпочтения и ограничения, то погружение человека в игровое пространство и наблюдение за ходом осуществления им рационального выбора позволяет создавать предсказательные и объясняющие модели, а государству организовать относительно эффективный процесс правотворчества. Кроме того, взаимовлияние игрового и юридического пространства решительно игнорируется правоприменительной практикой, что приводит к образованию правовых вакуумов. Авторы исходят из того, что тщательное и всестороннее исследование игровой деятельности как правового феномена является необходимым предварительным условием взвешенного и корректного как правотворчества, так и правоприменения. В этой связи целью настоящего исследования выступает изучение областей соприкосновения игровой и юридической реальности, оценка правовых проблем и перспектив дальнейшего формирования и последующего применения «виртуального» права. Методология исследования включает общефилософские, общенаучные (анализ, синтез, логический, системный методы), частно-научные и специально-юридические методы исследования (включая метод формально-юридического анализа). Авторы предлагают сформулировать определение виртуального права и выделить уровни виртуального пространства. Анализируя виртуальное пространство, авторы приходят к выводу о необходимости его рассмотрения сквозь призму объекта правового регулирования в связи с тем, что виртуальность компьютерных игр порождает социально значимые и потенциально конфликтные интеракции игроков, платформ, разработчиков, которые нуждаются в юридическом опосредовании. В заключение авторы приходят к выводу о том, что поверхностное и скептическое отношение юриспруденции к индустрии компьютерных игр требует научного и законодательного преодоления. В настоящее время в правовых системах мира формируется комплекс норм права —виртуального права, интернет-права, предназначенных для упорядочения социально значимых аспектов компьютерных игр.Литература
Arkhipov V.V. (2019) The operation of legal provisions in the digital media environment and semantic limits of law. Pravovedenie=Legal Studies, vol. 63, no. 1, pp. 8–27 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.101
Azizov R.F. (2020) Regulating the Web: History, Theory, Comparative Studies. Saint Petersburg: Aleteya, 266 p. (in Russ.)
Baitin I.М. (2005) The essence of law (modern legal understanding at the turn of the century). Мoscow: Pravo i gosudarstvo press, 544 p. (in Russ.)
Berger P., Luckmann Т. (1995) The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. Мoscow: Medium, 323 p. (in Russ.)
Duranske B. (2008) The Virtual Law. Navigating the Legal Landscape of Virtual Worlds. Chicago: American Bar Association, 461 р.
Galkin D.V. (2007) Computer Games as a Phenomenon of Modern Culture. Gumanitarnaya informatika=Humanitarian Informatics, no. 3, pp. 54–72 (in Russ.)
Kane S., Duranske B. (2008) Virtual Worlds, Real World Issues. Landslide, vol. 1, no. 1, pp. 9–16.
Kovalenko Е.Yu., Shavandina О.А., Tydykova N.V. (2021) The Legal and Economic Regulation of Relationships in Athletics. Barnaul: Altai State University Press, 455 p. (in Russ.)
Коvtun Е.V. (2009) The History of Legal Regulation of Gambling in Russia. Мoscow: Maska, 240 p. (in Russ.)
Lastowka G. (2011) Virtual Justice. The New Laws of Online Worlds. New Haven (Conn.): Yale University Press, 240 р.
McGonigal J. (2018) The Reality is Broken. Why Games Make us Better and How they Can Change the World. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 384p. (in Russ.)
Rassolov I.М. (2003) The Law and the Internet. Theoretical Issues. Мoscow: Norma, 336 p. (in Russ.)
Smirnova Е.О., Sokolova М.V. (2013) Right to Play Games: a New Commentary to Article 31 of the Convention on the Rights of the Child. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye=Psychology and Education, vol. 18, no. 1, pp. 5–10 (in Russ.)
Sorokin V.V. (2007) The Concept and Essence of Law in the Russian Psyche. Мoscow: Yurlitform, 456 p. (in Russ.)
Shevtsov V.V. (2005) Card Games in Russia (late 16th — early 20th century). Tomsk: University Press, 244 p. (in Russ.)
Авторы, присылающие рукописи для рассмотрения к публикации в Журнале, принимают Политику лицензирования, авторских прав, открытого доступа и использования репозиториев.