СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  • Kарина Пономарева Центр налоговой политики научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации
Ключевые слова: налоговое право, безопасность, новые вызовы, национальная фискальная база, международное налогообложение, цифровая экономика, цифровые бизнес-модели, глобальная прибыль, налог на цифровые услуги

Аннотация

Необходимость обеспечения соблюдения фискальных интересов государства требует трансформации сущностных подходов к нормативному регулированию налоговых отношений в контексте регулирования налогооблагаемой базы в России. Нет сомнения в том что проблемы, возникающиепри налогообложении деятельности цифровых компаний за рубежом, актуальны и для нашей страны. Актуальность исследования обусловлена тем,что цифровизация позволила компаниям получить доступ к большому количеству клиентов по всему миру без физического присутствия в странах,где эти клиенты находятся. Таким образом, наблюдается несоответствиемежду уровнем физического и экономического присутствия в стране. В настоящее время международная налоговая координация уже не может бытьотождествлена только с традиционными соглашениями об избегании двойного налогообложения. При отсутствии консенсуса многие юрисдикции начали формулировать односторонние правила налогообложения цифровойэкономики. Несогласованность этих правил, скорее всего, увеличит налоговое бремя ряда транснациональных корпораций, поскольку каждое государство стремится защитить собственные интересы. Автор рассматриваетнациональные цифровые налоги, введенные в странах ОЭСР. Предлагаетсяразделить эти налоги на три группы: на прибыль, на потребление (НДС наэлектронные услуги) и гибридные налоги. На основе сравнительно-правового анализа законодательства государств, в которых взимаются цифровыеналоги, разработаны возможные сценарии налогового регулирования вРоссии. Сделан вывод, что введение цифрового налога в России нецелесообразно. Кроме того, в условиях введения различных льгот для IT-компанийувеличение налоговой нагрузки в данной сфере за счет введения новогоналога не выглядит логичным.

Биография автора

Kарина Пономарева, Центр налоговой политики научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации

кандидат юридических наук, доцент, ведущий исследователь.

Литература

Becker J., English J. (2019) Taxing where value is created: what’s ‘user involvement’ got to do with it? Intertax, vol. 47, no. 2, pp. 161–171. DOI: https://doi.org/10.54648/TAXI2019015

Devereux M., Vella J. (2018) Implications of digitalizing international corporate tax reform. Intertax, vol. 46, no. 6/7, pp. 161–171. DOI: https://doi.org/10.54648/TAXI2018056

Dimitropoulou C. (2019) The proposed EU digital services tax: an antiprotectionist appraisal under EU primary law. Intertax, vol. 47, no. 3, pp. 268–281. DOI: https://doi.org/10.54648/TAXI2019024

Geringer S. (2021) National digital taxes — lessons from Europe. South African Journal of Accounting Research, vol. 35, pp. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1080/10291954.2020.1727083

Hidien J. (2019) Die französische Digitalsteuer — (k) ein Vorbild? The French digital tax — a/no benchmark? Internationale Steuer Rundschau, no.7, S. 268–273. DOI: https://doi.org/10.9785/isr-2019-080708

Janssen A. (2021) Problematic combination of EU Hharmonized and domestic legislation regarding VAT Platform Liability. International VAT Monitor, vol. 32, no. 5, pp. 231–239. DOI: https://doi.org/10.59403/1he7gqc

Kudryashova E.V. (2021) Digital taxes or a new architecture of international taxation? Nalogi=Taxes, no. 3, pp. 37–40 (in Russ.)

Lamensch M. (2015) European value added tax in the digital era: a critical analysis and proposals for reform. Books IBFD. 446 p.

Lukashov A.I. (2021) Directions of increasing public administration efficiency in context of digitalization. Finansovyi zhurnal=Financial Journal, no. 3, pp. 67–75 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-67-75

Merkx M., Verbaan N. (2019) Technology: A key to solve VAT fraud? EC Tax Review, vol. 28, no. 6, pp. 300–306. DOI: https://doi.org/10.54648/ECTA2019033

Milogolov N.S., Ponomareva K.A. (2021) International cooperation of tax administrations in taxing digital business models: myth or reality? Nalogi=Taxes, no. 3, p. 29–33 (in Russ.)

Olbert M., Spengel C., Werner A.-C. (2019) Measuring and interpreting countries’ tax attractiveness for investments in digital business models. Intertax, vol. 47, no. 2, pp. 148–160. DOI: https://doi.org/10.54648/TAXI2019014

Sinnig J. (2018) Die steuerrechtlichen Herausforderungen der digitalen Wirtschaft — Was passiert in Europa? Tagungsband Herbstakademie 2017: Gestaltung digitaler Veränderungsprozesse durch Recht 899. J. Taeger (ed.). Oldenburg: OIWIR, s. 903–915.

Spies K. (2022) Joint and several liability rules in EU VAT Law. In: Kofler G. et al. (eds.). CJEU — Recent developments value added tax. Vienna: Linde, pp. 1–10.

Zweigert K., Kötz H. (2000) An introduction to comparative law. Moscow: Miezhdunarodnye otnoshenia, 480 p. (in Russ.)

Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
ПономареваK. (2023). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. Legal Issues in the Digital Age, 4(4), 23-47. https://doi.org/10.17323/2713-2749.2023.4.23.47