МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРСПОРТА
Аннотация
В статье анализируются модели правового регулирования киберспорта. Целью исследования является выявление проблем правового регулированияи анализ способов их преодоления. Методологическую базу работы составляют общефилософские, общенаучные (анализ, синтез, логический, системный методы), частно-научные и специальные юридические методы познания (включая метод формально-юридического анализа). Исследованиевключает два этапа: во-первых, изучение проблем правового регулирования киберспорта с точки зрения доктрины, во-вторых, анализ практическихситуаций, возникающих в ходе и (или) в связи с проведением киберспортивных состязаний и вызывающих правоприменительные проблемы правового регулирования. Среди доктринальных проблем авторами выделеныследующие: характер соотношения понятий «компьютерный спорт» и «киберспорт», а равно иных смежных понятий, связанных с осуществлениемспортивной деятельности с применением виртуальной реальности; разграничение публичной и частной сфер правового регулирования киберспортивных отношений; целесообразность оформления киберспортивного права как комплексной отрасли спортивного и цифрового права; оформлениедвух подходов (моделей) правового регулирования: саморегулированиекиберспорта посредством утверждения внутриигровых правил, кодексовигрового поведения и т.д., а также модель регулирования киберспорта извне посредством применения существующих правовых институтов и нормправа для разрешения споров, находящихся на стыке виртуальной и реальной действительности; правила и способы применения реального права квиртуальной реальности; пределы применения спортивных норм и правилк киберспортивным правоотношениям. Среди правоприменительных проблем регулирования авторами выделены: правовой статус киберспортсмена с точки зрения трудового и гражданско-правового законодательства; налогообложение дохода, полученного в ходе или в связи с проведениемкиберспортивного мероприятия; правовой статус компьютерной игры какобъекта гражданского права; правовое регулирование игрового стриминга;правовое положение букмекеров на киберспортивном рынке. Авторы статьи приходят к выводу о том, что вследствие стремительного роста мирового рынка компьютерных игр киберспортивные правоотношения настоятельно нуждаются в детальной правовой регламентации.
Литература
Alekseev S.V. et al. (2020) E-sports and computer sports: aspects of regulation. Sport: ekonomika, pravo, upravleniye=Sport: Economics, Law, Management, no. 2, pp. 5–10 (in Russ.)
Arkhipov V.V. (2014) Virtual worlds and multi-user online games in legal theory and practice. In: Media philosophy. Computer games: research strategies. Saint Petersburg: Philosophical Society, pp. 105–117 (in Russ.)
Arkhipov V.V. (2018) E-sports law: myth or reality? Zakon=Law, no. 5, pp. 80–92 (in Russ.)
Castronova E. (2004) The right to play. New York Law School Review, no. 1, рр. 185–210.
Demchenko М.V., Shvedova А.D. (2019) Legal regulation of E-sports in Russia and elsewhere. Innovatci i ekspertiza=Innovations and Expertise, no. 2, pp. 88–93 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.35264/1996-2274-2019-2-88-93
Fuller L.L. (2009) Anatomy of law. Rossiyskiy ezhegodnik teorii prava=Russian yearbook of legal theory, no. 2, pp. 204–319 (in Russ.)
Galkin D.V. (2007) Computer games as a phenomenon of modern culture: a multidisciplinary study. Gumanitarnaya informatika=Humanitarian Informatics, issue 3, pp. 54–72 (in Russ.)
Gapanovich А.V., Gapanovich I.V. (2023) E-sports and computer sports: questions of terminology. Yurist=Lawyer, no. 3, pp. 29–33 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3929-2023-3-29-33
Goncharenko D.I., Brovkin А.P. (2022) Substance and meaning of concepts e-sports and computer sports. Pedagogiko-psykhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy sporta=Psychology and Medical Questions of Fitness and Amateur Sport, no. 2, pp. 84–91 (in Russ.)
Grishaev S.P. (2004) Intellectual property. Мoscow: Yurist, 364 p. (in Russ.)
Ivanov V.D. (2020) Cybersport: legal regulation. Fizkultura, sport, turizm, dvigatelnaya rekreatia=Fitness, Sports, Tourism, Motional Recreation, vol. 5, no. 3, pp. 59–63 (in Russ.)
Kalugina Е.N. (2013) The legal nature of multimedia game as intellectual property. Pravovoy partner=Legal Partner, no. 2, pp. 18–23 (in Russ.)
Novikov I.V. (2020) Regulating E-Sports in the Russian Federation. Voprosy rossiyskoy yustitsii=Questions of Russian Justice, no. 9, pp. 426–438 (in Russ.)
Sutyrina Е.V. (2019) E-Sports: law and business. Otechestvennaya yurisprudentsiya= Russian Jurisprudence, no. 1, pp. 13–19 (in Russ.)
Sutyrina Е.V. (2019) The main contractual terms of a professional cyberathlete. Ekonomika i yurispridentsiya=Economy and Jurisprudence, no. 2, pp. 18–23 (in Russ.)
Sutyrina Е.V. (2017) On legal regulation of amateur cyber-athlete activities. Ekonomika i yurispridentsiya=Economy and Jurisprudence, no. 12, pp. 24–31 (in Russ.)
Tarasenko V.А. (2018) Computer sports: where is it rooted? Historical and sociological insight. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl=Historical and Social and Educational Thought, no. 5, pp. 147–156 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-147-156
Wiener N. (1983) Cybernetics, or Control and Communication in the Animal and Machine. Moscow: Nauka, 344 p. (in Russ.)
Авторы, присылающие рукописи для рассмотрения к публикации в Журнале, принимают Политику лицензирования, авторских прав, открытого доступа и использования репозиториев.