ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ
Аннотация
Восточная Азия стала новым центром инноваций в сфере информационных технологий и глобальной цифровой экономики . Цифровая трансформация социально-экономической и политической жизни государств неотъемлемо связана с разработкой и принятием новых систем нормативного регулирования . Успех цифровой трансформации экономики и общества в целом тесно связан с внедрением технологий . Выделение отдельных групп технологий в качестве ориентиров цифровой трансформации целесообразно также с точки зрения нормативного регулирования . Одной из ключевых технологий, от которой зависит цифровая трансформация государства в целом, является искусственный интеллект. Целью настоящей работы выступает определение особенностей регулирования разработки, внедрения и применения искусственного интеллекта в странах Азии, лидирующих в сфере цифровой экономики . Посредством анализа независимых рейтингов в качестве таких стран избраны Китайская Народная Республика, Сингапур, Республика Корея и Япония . Данные страны объединяет не только лидерство в цифровой экономике, но принятие так называемых «азиатских» ценностей и «азиатской» морали, стержнем которых является конфуцианство . Проведение сравнительного исследования основных положений нормативных актов, направленных на упорядочивание общественных отношений при разработке, внедрении и применении искусственного интеллекта в данных странах также позволяет выработать предложения о возможных направлениях развития российского регулирования в сфере этики и права искусственного интеллекта . В работе использована методология формально-логического анализа и сравнительного правоведения, что позволяет раскрыть сущность основ регулирования разработки, внедрения и применения искусственного интеллекта в выбранных странах . Сделан вывод, что как на уровне стратегических документов, так и в плане кодификации принципов регулирования есть значительно сходство . Доминирующей линией является благосостояние общества и государства . В некоторых изученных документах есть отсылки к правам человека и индивидуальным свободам, но ключевой идеей является достижение процветания общества и его устойчивого развития . Такой подход в большой степени подходит для переноса его на российские реалии . Во всех рассмотренных актах закреплен гуманистический подход, который предполагает оценку влияния применения ИИ на его пользователей, общество и окружающую среду . Интерпретация данного подхода в каждой из исследованных азиатских стран имеет специфику.Литература
Aslamova Е.А. et al. (2018) Information system for assessing industrial safety level using the knowledge-based system technology. Reshetnevskiye chteniya=Reshetnikov’s Readings, vol. 2, pp. 221–223 (in Russ.)
Begishev I.R., Khisamova Z.I. (2021) Artificial intellect and criminal law: a study. Мoscow: Prospekt, 192 p. (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.31085/9785392338900-2021-192
Chesterman S. (2020) Artificial Intelligence and the Problem of Autonomy. Notre Dame Journal of Emerging Technologies, issue 2, pp. 211–250.
Engstrom D., Ho D. (2020) Algorithmic accountability in the administrative state. Yale Journal of Regulation, vol. 37, no. 3, pp. 800–854.
Floridi L., Cowls J. (2021) A Unified Framework of Five Principles for AI in Society. Philosophical Studies Series, vol. 144, pp. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81907-1_2
Gentzel M. (2021) Biased Face Recognition Technology used by Government: Problem for Liberal Democracy. Philosophy and Technology, vol. 34, no. 4, pp. 1639–1663. DOI: https://doi.org/10.1007/s13347-021-00478-z
Khabrieva Т. Ya., Chernogor N.N. (2018) Law in the era of digital reality. Zhurnal rossiyskogo prava=Journal of Russian Law, no. 1, pp. 85–102 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.12737/art_2018_1_7
Kokuryo J. (2022) An Asian perspective on the governance of cyber civilization. Available at: https://doi.org/10.1007/s12525-022-00523-5 DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-022-00523-5
Nikolaenko S., Kadurin А., Archangelskaya Е. (2020) Deep Learning. Saint Petersburg: Piter, 480 p. (in Russ.)
Oviatt S. (2021) Technology as infrastructure for dehumanization: three hundred million people with the same face. ICMI 2021: Proceedings of the 2021 International Conference on Multimodal Interaction, pp. 278–287. DOI: https://doi.org/10.1145/3462244.3482855
Padhy N.P. (2005) Artificial intelligence and intelligent systems. Oxford: University Press, 231 p.
Roberts H., Cowls J. et al. (2020) The Chinese approach to artificial intelligence: an analysis of policy, ethics, and regulation. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s00146-020-00992-2.pdf DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81907-1_5
Silver D., Schrittwieser J. et al. (2017) Mastering the game of Go without human knowledge. Nature, no. 550, pp. 354–359. DOI: https://doi.org/10.1038/nature24270
Vaipan V.А. et al. (2019) Regulating Economic Relationships in the Modern Context of Digital Economic Development: A Study. Мoscow: Yustitsinform, 376 p. (in Russ.)
Vasiliev А.А., Ibraghimov Zh.I. (2019) The regulation of robotics and artificial intelligence in the EU. Rossiysko-aziatskiy pravovoy zhurnal=Russian-Asian Law Journal, no. 1, pp. 50–54 (in Russ.)
Vasiliev А.А., Pechatnova Yu. V. (2020) Artificial intelligence and law: issues, prospects. Rossiysko-aziatskiy pravovoy zhurnal=Russian-Asian Law Journal, no. 2, pp. 14–18 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.3
Xu L. (2020) The Dilemma and Countermeasures of AI in Educational Application. ACM International Conference Proceedings, pp. 289–294. DOI: https://doi.org/10.1145/3445815.3445863
Yakushev D.I. (2016) The Definition of Artificial Intelligence. In: Selected Works: Regional Information Technology and Cyber Security. Saint Petersburg: Society of Information Technology, Computing Equipment, Communication and Management Systems, pp. 67–69 (in Russ.)
Zaginailo М.V., Fathi V.А. (2020) The genetic algorithm as an efficient tool of evolutionary algorithms.Innovatsii.Nauka.Obrazovaniye=Innovations, Science, Education, no. 22, pp. 513–518 (in Russ.)
Авторы, присылающие рукописи для рассмотрения к публикации в Журнале, принимают Политику лицензирования, авторских прав, открытого доступа и использования репозиториев.